www.komproekt.ru > Что делать >
Коммунизмпроект
Интернет-институт проектирования систем управления экономикой и социальными отношениями на коммунистическую перспективу
имени академика Глушкова В.М.

ПРИЗЫВ к формированию татарской, русской и других коренных народов России мировых национально-культурных автономий

РОССИЙСКОЕ КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО
Р О К О Т
За коммунистическую Россию с территорией СССР!

www.komproekt.ru       e-mail: rokot2017r@yandex.ru
 

П Р И З Ы В

к формированию татарской, русской и других коренных народов России мировых национально-культурных автономий

Объективные процессы интернационализации экономики, поселений и семей, ускорения миграционной динамики дестабилизируют внутренние связи в национальных (этнических) сообществах и ослабляют национальное самосознание множества людей, вплоть до забвения ими родного языка, если он не является государственным.

Кроме того, в мире при увядании большинства национальных культур широко применяются изощренные приемы воспаления в национальном самосознании этносов агрессивного «патриотизма» для провоцирования межэтнических распрей с грязными, в конечном итоге захватническими целями.

Всем народам нашей страны много лишений и горя принесло расчленение СССР национал «патриотами» и «либералами», пришедшими к власти обманом избирателей, узурпацией полномочий и штурмовыми методами при открытой поддержке с Запада. В результате народы нашей страны практически всех национальностей и даже миллионы семей оказались в разных государствах, нередко даже враждующих между собой.

Тогда во многих республиках СССР «титульным» национал «патриотам» полюбился лозунг: Русских – в Рязань! Татар – в Казань! Где возобладал такой «патриотизм», народам и «титульных» национальностей досталось внутреннее разобщение, увядание родных культур, падение уровня профессиональной квалификации, разорение экономик.

В Российской Федерации после «лихих девяностых» социально-экономическая обстановка улучшилась, но до сих пор центральные власти не взялись достаточно активно содействовать развитию родных культур: ни русской, ни других народов. Тем временем российские СМИ культивируют в основном поп эрзац, от которого часто разит духовным тленом. На этом поприще задействованы большие средства, современные информационные технологии и изощренные способы приковывания массового внимания к «культовым» поп звездам, к их творениям на сценах, на радио и телеканалах.

В результате влияния названных объективных и субъективных факторов массы людей теряют передававшиеся и пополнявшиеся веками от поколения к поколению духовные богатства, воплощенные в самобытной словесности, музыке, песнях, танцах, одежде, орнаменте и других плодах художественного творчества народов. Все общество теряет исходный потенциал эстетического и в целом духовного развития.

Нельзя не отметить, что у нас после Октябрьской революции 1917 года руководство Советской России – СССР во главе с Лениным и затем Сталиным взяло курс на создание условий для процветания каждой национальной культуры. Благодаря такой политике народы более пятидесяти национальностей впервые обрели свою письменность. В уникально масштабной кампании по ликвидации безграмотности бесплатно учили всех безграмотных людей читать и писать на языке родной национальности или на русском, кто как пожелает. Ликвидация безграмотности большинства наших предков того поколения открыла им доступ к литературе на всех родных языках.

Татарский народ за свою многовековую историю развил самобытную культуру, с большим многообразием духовных богатств, начиная с родной речи, включая творения прикладного и прочего искусства, и кончая национальными видами состязаний в силе и ловкости. За исключительно тяжелые для нашей страны годы отражения интервенции Антанты, преодоления разрухи, мобилизации сил и средств на срочное создание отечественной индустрии и вооружение армии, древняя культура татар не померкла, а обогатилась новыми для нее видами искусства: изобразительным искусством, оркестровой музыкой, эстрадой, оперой, балетом. Взращенные советской властью первые татарские профессиональные художники, музыканты, композиторы, дирижеры, хореографы, артисты оркестров, ансамблей, эстрады, оперы, балета создали много произведений, полюбившихся в народе, сохранивших в себе родной колорит и пополнивших сокровищницы отечественного и мирового искусства.

У русского народа за его многовековую историю сложилась богатая самобытная культура, включившая в себя несметное число произведений во всех известных видах художественного творчества. Сейчас общепризнано большое влияние русской культуры на мировую культуру.

К середине XVII века русский народ совместно с народами около ста национальностей сформировал территориально самое крупное в истории человечества государство: Россия. Русский язык стал ее государственным языком и, следовательно, языком межнационального общения для ее коренных народов.

Сейчас русский язык – самый богатый среди языков мира по словарному содержанию. Это основополагающее богатство русской словесности позволило создать на русском множество произведений художественной литературы, ставших мировой классикой. Оно же позволило изложить на русском много изобретений и научных открытий, в том числе великих. В советский период массовое обучение русскому языку людей всех национальностей нашей страны открыло им широкую дорогу к профессиональным и научным знаниям, которые до того были им недоступны. Русская речь первой прозвучала в Антарктиде и в космосе. Русский язык стал одним из пяти официальных языков ООН.

Из глубинных истоков художественного творчества народов нашей страны сложилось советское искусство, восхитившее весь мир. Уникальное развитие в СССР получила физическая культура с самыми яркими в мире победами в спорте. Все это было недостижимо без особой заботы со стороны социалистического государства.

Советская власть развила культовое почитание выдающихся деятелей многонационального отечественного искусства. Как никогда раньше и как ни в какой другой стране, у нас за советский период было возведено им множество памятников, создано их музеев, названо их именами множество улиц, площадей, городов.

Государственная забота о развитии национальных культур в немалой мере предопределила то, что наша многонациональная Родина сплоченно разгромила фашистов, поработивших почти всю Западную Европу, и мобилизовавших ее военно-экономический потенциал для порабощения и уничтожения нас. Совместно пролитая кровь ради этой Великой Победы сделала все народы СССР братскими.

В Татарстане и в постсоветский период продолжилось государственное содействие развитию национальных культур, более всего, конечно, – татарской. Вместе с тем, татарская культура здесь не превозносится над другими и не обособляется от них. Республиканские театры, галереи, концертные залы и отчасти СМИ, широко представляют искусство соседствующих башкирского, марийского, мордовского, русского, удмуртского, чувашского народов, многих других народов нашей страны и зарубежья. Старинный татарский праздник Сабантуй уже давно стал в Татарстане всенародным праздником. В самые тяжелые годы из «лихих девяностых» в Казани создан большой оркестр русских народных инструментов, ставший впоследствии одним из лучших оркестров в мире. За постсоветские годы в центре Казани установлены памятники русскому поэту Державину, певцу Шаляпину, татарскому композитору Сайдашеву, создан музей русского художника Васильева. Такая политика руководства Татарстана в немалой мере обусловила безуспешность многих попыток спровоцировать и здесь межнациональные распри.

Однако: информационная мощь театров, галерей, концертных залов и музеев мизерна по сравнению с мощью электронных СМИ, которые теперь дополнились интернетом. Но те же самые информационные технологии и мощности при соответствующем их применении откроют невиданные ранее возможности преодолеть объективные и субъективные факторы забвения родных культур, и больше того: достичь их нового расцвета, – возрождения, ренессанса.

Для достижения этой цели применительно к каждой национальной культуре необходимо задействовать такую организацию, которая объединила бы усилия: деятелей данной национальной культуры и национального общественного актива; СМИ, задействованных на сохранение и развитие данной национальной культуры; государства, в котором народ данной национальности является коренным; желательно и других государств проживания народа данной национальности во всем мире.

При этом недопустимо ставить вопрос так, что о развитии, например, татарской культуры должны заботиться только татары, о развитии марийской только марийцы и т. д. Необходимо исходить из того, что все национальные культуры составляют ценнейшее общенародное достояние, а их деятелям принадлежит ведущая роль в его преумножении.

Удовлетворяющей названным выше требованиям организацией по каждой национальной культуре может стать мировая национально-культурная автономия (МНКА) со следующими главными атрибутами:

– столица МНКА данной национальности – город или другой населенный пункт с сосредоточием произведений родного искусства и деятелей данной национальной культуры, выполняющий миссию организационного центра по ее сохранению и дальнейшему развитию;

– Высший Исполнительный Комитет (ВИК) и всемирная сеть региональных исполнительных комитетов (РИК) МНКА данной национальности;

– сайт (информационный портал) и сеть других СМИ, задействованные для сохранения и развития данной национальной культуры.

Разумеется, необходим нормативный документ, определяющий цели, задачи, основные направления деятельности МНКА.

У татарского народа самым крупным сосредоточием произведений татарского искусства и деятелей национальной культуры уже много веков является Казань. За последние годы большую работу по сохранению внутринациональных связей ведет международный союз общественных объединений «Всемирный Конгресс Татар», созданный в Казани. В Казани создана и уже три года работает интернет-школа «Ана теле» по дистанционному обучению татарскому языку, причем бесплатно, всех желающих, живущих как в Татарстане, так и по всему миру. Трудно переоценить гуманитарное значение этого дидактического новшества на базе современных информационных технологий, которое актуально для народов большинства национальностей.

Таким образом, Казань уже стала организационным центром сохранения и дальнейшего развития татарской национальной культуры. Даже больше того: сохранения и развития национального сообщества расселившегося по всему миру татарского народа, который, по сути, стал организовываться в мировую национально-культурную автономию со столицей Казань. Осталось закрепить эти статусы официально, создать названные выше исполнительные органы и задействовать современные информационные технологии для еще более системной работы в тех же целях.

После расчленения СССР русские стали народом с большими диаспорами во многих государствах. Это обстоятельство делает особо актуальным формирование своей МНКА и для русских. Уже много веков самым крупным сосредоточием произведений русского искусства и деятелей русской культуры является Москва. Есть все условия для официальной организации расселившегося по всему миру русского народа в МНКА со столицей Москва.

Особо актуально формирование МНКА для народов, не «титульных» нигде.

Применение информационных ресурсов МНКА для развития внутринациональных связей и приобщения больших масс людей к эстетически ценной, познавательной, интересной, увлекательной информации на родной языковой основе позволит намного ослабить влияние информационных потоков, духовно разлагающих, зомбирующих и провоцирующих распри среди братских народов нашей великой Родины и среди многих других народов мира. Открытость информации по национальным искусствам позволит эстетически, духовно обогащаться всем людям, вне зависимости от их национальности, а деятелям искусств черпать вдохновение из этого неисчерпаемого истока. Выход той же информации через информационные ресурсы МНКА в зарубежные диаспоры коренных народов России усилит духовно здоровое влияние нашей страны во всем мире.

Такое организационное решение будет первым в мире и, вне сомнения, не последним. Формирование МНКА с такими же целями актуально практически для всех национальных (этнических) сообществ мира и для всех государственных властей, стремящихся действовать во благо своим народам.

В связи с вышеизложенным,

РОКОТ ПРИЗЫВАЕТ

руководство Республики Татарстан во главе с Миннихановым Рустамом Нургалиевичем и руководство города Москва во главе с Собяниным Сергеем Семеновичем сформировать мировые национально-культурные автономии (МНКА), соответственно Татарскую и Русскую.

С этой целью:

– Утвердить уставы соответственно Татарской и Русской МНКА на основе доработки приложенного к данному Призыву типового проекта Устава МНКА.

– Провозгласить города Казань и Москва столицами соответственно Татарской МНКА и Русской МНКА.

– Сформировать в столице Татарской МНКА городе Казань и в столице Русской МНКА городе Москва соответственно Высший исполнительный комитет (ВИК) Татарской МНКА и Высший исполнительный комитет (ВИК) Русской МНКА.

– Оказать с привлечением национальных активов татарского и русского народа организационное и материально-техническое содействие соответственно ВИК Татарской МНКА и ВИК Русской МНКА на первой стадии их работы, вплоть до достижения данными МНКА всемирного масштаба деятельности согласно уставным целям и задачам.

– С началом деятельности Татарской МНКА и Русской МНКА совместно с их ВИК оказывать содействие в формировании МНКА других коренных народов нашей страны, а может быть и не только нашей.

Названные выше действия предпринять в инициативном порядке, пока не выработан общегосударственный порядок создания МНКА всех коренных народов нашей страны.

Необходимо особо подчеркнуть, что наполнение информационных ресурсов МНКА сведениями по родным культурам должно вестись с большой любовью к ним, с высоким эстетическим вкусом и, как говорится, чистыми руками. Поэтому рекомендуем: на пост Председателя ВИК Татарской МНКА Бикчантаева Фарида Рафкатовича – главного режиссера ТГАТ им. Галиаскара Камала, заслуженного деятеля искусств Татарстана и России; на пост Председателя ВИК Русской МНКА Губенко Николая Николаевича – народного артиста России, депутата Мосгордумы с успешным опытом работы министром культуры СССР.

РОКОТ ПРИЗЫВАЕТ ТАК ЖЕ

руководство России во главе с Путиным Владимиром Владимировичем

с началом деятельности Татарской МНКА и Русской МНКА на основе опыта их деятельности выработать единый порядок создания МНКА всех коренных народов нашей страны и установить их МНКА, их столицам и органам конституционный статус;

заинтересованных в духовном процветании народа руководителей государств, автономных республик, краев и областей на территории СССР

оказать содействие в задействовании в управляемых регионах компонентов татарской, русской и других коренных народов нашей страны МНКА.

Координатор РОКОТ Владимир Машков

26 октября 2016 г.

 

Приложение

К Призыву РОКОТ от 26 октября 2016 г.

Типовой проект устава МНКА для примера оформлен применительно к Татарской МНКА

 

УСТАВ

Татарской Мировой Национально-Культурной Автономии


 

Настоящий Устав предусматривает реализацию национально-культурных прав людей, относящих себя к этническому сообществу татары, равнозначно – татарский народ, на всех территориях его проживания при гражданстве любого государства, а так же – организационное устройство данного этнического сообщества в форме Татарской Мировой Национально-Культурной Автономии (Татарской МНКА).


 

Глава I. Национально-культурные права татарского народа


 

Статья 1.

Татарский народ имеет во всем мире национально-культурные права:

1. Изучать татарский язык и общаться на нем.

2. Следовать национальным традициям и обычаям.

3. Проводить культурно-массовые мероприятия с демонстрацией национального искусства (национальные праздники, выставки, концерты, фестивали и т.п.).

5. Поддерживать внутринациональное общение с применением любых технологий передачи информации.

6. Издавать информацию о татарском культурном достоянии на любых носителях и распространять ее с применением любых технологий передачи информации.

7. Создавать средства массовой информации в уставных целях согласно Статье 3 данного Устава.

8. Развивать производство творений татарского прикладного искусства и торговлю ими.

9. Создавать учреждения татарского национального просвещения.

 

Статья 2.

В системе других международных и внутригосударственных прав национально-культурные права татарского народа:

1. Реализуются в порядке, не противоречащем действующему законодательству.

2. Не связаны с правом татарского народа на национально-территориальное самоопределение.

3. Не влекут ни преимуществ, ни ограничения татар в других международных и государственных правах.

Глава II. Цели и принципы Татарской МНКА

Статья 3.

Татарская МНКА преследует цели:

1. Сохранение и дальнейшее процветание сформировавшейся за многие века татарской национальной культуры как самобытного культурного достояния татарского народа и всего человечества.

2. Сохранение и развитие внутринационального общения татарского народа на родном языке в условиях функционирования суверенных государств и нарастания динамики расселения татар по всему миру.

3. Укрепление межнационального (межэтнического) согласия во всем мире и содействие сохранению и дальнейшему взаимообогащению всех национальных культур.

Статья 4.

Для достижения целей, указанных в статье 3, Татарская МНКА действует в соответствии со следующими принципами:

1. Сочетание общественной инициативы с поддержкой государства Российская Федерация – Россия, как государства, на территории которого татары являются коренным народом, а так же – других государств, проявляющих заботу о сохранении, дальнейшем процветании и взаимообогащении всех национальных культур.

2. Сохранение, дальнейшее процветание и взаимообогащение всех национальных культур – общая задача народов всех национальностей (этносов), всего мирового сообщества.

3. Недопустимость превознесения в правах и амбициях какой-либо национальности или группы национальностей над другими национальностями, равно как и недопустимость правового ограничения какой-либо национальности или группы национальностей относительно других национальностей.

Глава III. Столица и органы Татарской МНКА

Статья 4.

1. Столицей Татарской МНКА является город Казань Российской Федерации – России.

2. В Казани работает высший орган Татарской МНКА: Высший Исполнительный Комитет (ВИК Татарской МНКА).

3. Тем, что в Казани работает ВИК Татарской МНКА, исчерпывается отличие Казани как столицы Татарской МНКА от других населенных пунктов.

Статья 5.

ВИК Татарской МНКА как ее высший орган.

1. Задачи ВИК Татарской МНКА.

1.01. Создание и организация системной работы открытого сайта (информационного портала) «Татарская национальная культура» со сведениями по следующим разделам:

Татарская библиотека (все издания толковых и переводных словарей татарского языка, татарские древние сказания, произведения татарских мыслителей прошлого, классика татарской художественной литературы);

Татарский музей (история становления и расселения татарского народа, наглядные краеведческие сведения о его родных местах, история развития татарской словесности в основных диалектах, история развития татарских национальных ремесел и прикладного искусства с наглядной демонстрацией их достижений);

Татарское прикладное искусство (наглядные сведения о татарских национальных архитектуре, орнаменте, одежде, кулинарии, произведениях ремесел);

Татарский концерт (записи выступлений мастеров художественного слова по произведениям татарской литературной классики, записи лучших исполнений татарских народных песен и танцев, записи исполнения выдающимися татарскими артистами произведений искусства отечественной и мировой классики);

Татарский театр (записи лучших спектаклей татарской драматургии, музыкальной драмы и комедии, оперы, балета);

Татарская художественная галерея (видео лучших произведений татарских художников и скульпторов);

Татарское кино (лучшие кинематографические произведения в татарском национальном колорите):

1.02. Формирование экспертных советов из историков, языковедов, деятелей искусства для отбора имеющихся и подготовки новых сведений на сайт «Татарская национальная культура» по пункту 1.01. статьи 5.

1.03. Задействование на сайте «Татарская национальная культура» социальной сети для общения на татарском языке по всему миру и для обучения татарскому языку по интернет-методикам дистанционного обучения.

1.04. Задействование других СМИ для реализации уставных целей Татарской МНКА.

1.05. Организация усовершенствования и разработки новых прогрессивных методик обучения татарскому языку, в том числе дистанционного, и массового их применения.

1.06. Выявление среди всех в мире татар творческих дарований, способных преумножить богатство родного искусства, и создание им условий для успешной реализации таких способностей.

1.07. Организация празднования Сабантуя и других татарских национальных праздников на всех территориях проживания татар.

1.08. Задействование на сайте «Татарская национальная культура» интернет-магазина для продажи по предварительным заказам печатных, аудио и видео материалов по разделам: Татарская библиотека, Татарский музей, Татарский концерт, Татарский театр, Татарская художественная галерея, Татарское кино, а так же изделий татарского прикладного искусства.

1.09. Содействие развитию производства изделий татарского прикладного искусства и торговли ими по всему миру.

1.10. Проведение всемирных переписей татарского народа.

1.11. Защита национальных прав татар, согласно статье 1 в случаях их ущемления.

1.12. Защита гражданских прав татар в случаях, когда они ущемляются по основанию принадлежности к данной национальности или непринадлежности к «титульной» национальности какого-либо национально-территориального образования.

1.13. Координация деятельности Татарской МНКА по достижению уставных целей и выполнению уставных задач ее Высшего Исполнительного Комитета с государственными органами и с национальными активами народов других национальностей.

1.14. Прием в татарский национально-культурный бюджет поступлений от государства Российская Федерация – Россия и в виде добровольных взносов юридических и физических лиц. Распоряжение данными бюджетными средствами в уставных целях.

1.15. Ежегодный отчет о выполненной работе и расходе татарского национально-культурного бюджета перед Главой государства Российская Федерация – Россия, а так же перед татарским народом через сайт «Татарская национальная культура» и другие татарские национальные СМИ.

2. Состав и порядок формирования ВИК Татарской МНКА:

2.1. В состав ВИК Татарской МНКА входят:

– Председатель из числа выдающихся и полюбившихся в татарском народе деятелей его искусства;

– заместитель Председателя по внутринациональным и межнациональным связям – Первый заместитель;

– заместитель Председателя по национальному искусству;

– заместитель Председателя по национальным ремеслам;

– заместитель Председателя по национальным СМИ;

– ведущие специалисты по культурам всех субэтносов татарского народа:

– другие специалисты, необходимые для выполнения задач, указанных в пункте 1 статьи 5.

2.2. Председатель ВИК Татарской МНКА назначается решением Главы государства Российская Федерация – Россия по представлению проекта данного решения Федеральным агентством по делам национальностей Российской Федерации. Остальной состав ВИК Татарской МНКА назначается его Председателем по согласованию с Федеральным агентством по делам национальностей Российской Федерации.

3. Юридический статус ВИК Татарской МНКА.

ВИК Татарской МНКА является государственной службой Российской Федерации – России.

Примечание к статье 5. Пока не выработан общегосударственный порядок создания МНКА коренных народов России, Председатель ВИК Татарской МНКА назначается решением Главы Республики Татарстан. Статус государственной службы Российской Федерации – России ВИК Татарской МНКА приобретает с установлением общегосударственного порядка создания МНКА коренных народов России,

Статья 6.

Региональные исполнительные комитеты Татарской МНКА (РИК Татарской МНКА).

1. Задачи РИК Татарской МНКА:

1.1. Популяризация татарской национальной культуры и сайта «Татарская национальная культура» среди проживающих в регионе татар и всего населения региона.

1.2. Содействие Высшему исполнительному комитету Татарской МНКА в выполнении его уставных задач в регионе деятельности РИК Татарской МНКА.

1.3. Прием поступлений в региональный бюджет Татарской МНКА от Высшего исполнительного комитета Татарской МНКА и в виде добровольных взносов юридических и физических лиц. Распоряжение средствами регионального бюджета Татарской МНКА в уставных целях.

1.4. Ежегодный отчет о выполненной работе и расходе средств регионального бюджета Татарской МНКА перед Председателем Высшего исполнительного комитета Татарской МНКА, а так же перед татарским населением региона через сайт «Татарская национальная культура» и другие татарские национальные СМИ.

2. Состав и порядок формирования РИК Татарской МНКА:

2.1. В состав РИК Татарской МНКА входят Председатель и другой персонал, необходимый для выполнения задач, указанных в пункте 1 статьи 6.

2.2. Председатель РИК Татарской МНКА назначается Председателем Высшего исполнительного комитета Татарской МНКА. Остальной состав РИК Татарской МНКА назначается его Председателем.

3. Юридический статус РИК Татарской МНКА.

Юридический статус РИК Татарской МНКА определяется исходя из правовых условий в регионе деятельности Татарской МНКА.

Глава IV. Создание Татарской МНКА

Статья 7.

Татарская МНКА создается решением Главы государства Российская Федерация – Россия по представлению проекта данного решения Федеральным агентством по делам национальностей Российской Федерации. В данном решении: утверждается Устав Татарской МНКА; провозглашается столица Татарской МНКА; назначается Председатель ВИК Татарской МНКА.

Примечание к статье 7. Пока не выработан общегосударственный порядок создания МНКА коренных народов России, Татарская МНКА создается решением Главы Республики Татарстан.

Глава V. Внесение дополнений и изменений в Устав Татарской МНКА

Статья 8.

Внесение дополнений и изменений в Устав татарской МНКА проводятся решениями Главы государства Российская Федерация – Россия по представлению проектов данных дополнений и изменений Федеральным агентством по делам национальностей Российской Федерации.

Примечание к статье 8. Пока не выработан общегосударственный порядок создания МНКА коренных народов России, внесение дополнений и изменений в Устава татарской МНКА производится решениями Главы Республики Татарстан по согласованию с Федеральным агентством по делам национальностей Российской Федерации.

Автор данного Призыва, включая типовой проект Устава МНКА,

Машков Владимир Дмитриевич

 

Данный Призыв доводится по электронной почте руководителям тех же государств, автономных республик, краев и областей на территории СССР, как и предыдущие призывы РОКОТ.